Как бороться с пандемией: взгляд с точки зрения поведенческих наук

Человечество сталкивается с пандемиями не впервые.  Коронавирус — лишь самая новая из них (и, скорее всего, не последняя).

Со значительным числом пандемий удалось справиться с помощью вакцинации1, 2. Так было с полиомиелитом, оспой, краснухой и многими другими. Эти заболевания привели к огромному числу погибших и представляли ужасную перспективу для людей в 1950-х или 60-х годах, однако сейчас они в большинстве своем неизвестны большинству населения3.

Число инфекционных заболеваний, которые до сих пор не поддаются лечению, велико, и одним из наиболее эффективных способов борьбы с ними является создание барьеров, препятствующих их распространению. В большинстве случаев такие барьеры подразумевают изменение поведения людей4.

Это нелегкая задача, к тому же все зависит от характера заболевания.

  • Во-первых, существуют заболевания, передающиеся при определенном поведении (например заболевания, передающиеся половым путем). В этих случаях ключевой задачей является информирование широкой общественности о том, как избежать передачи заболевания (например, кампании по пропаганде «безопасного секса», связанные с распространением презервативов).  Поведенческие барьеры имеют существенное значение, но, по крайней мере, являются специфичными5.
  • Заболевания, передаваемые при универсальном, распространенном поведении (например коронавирус). В этих случаях наиболее очевидным решением является карантин или изоляция зараженных для предотвращения передачи заболевания6. Оба метода широко использовались в древности и в средние века и продолжают применяться сегодня7

В обоих случаях властям могут потребоваться методики, основанные на данных поведенческих наук, чтобы помочь населению принимать правильные решения или удерживать от принятия неправильных (например, как взаимодействовать с потенциально инфицированным человеком).  Всегда ли это работало? Конечно, не всегда. Всегда находятся противники карантинных мер8. Но с чем это связано?

Во-первых, каждый человек рассуждает по-своему и вырабатывает свое собственное отношение к болезням.  Такое отношение неизбежно будет предвзятым9. Одно из наиболее распространенных поведенческих искажений — уверенность, что плохие вещи «могут случиться только с другими, но не со мной».  Это справедливо и в случае с новыми заболеваниями. Одним из принципов поведенческой науки является «эвристика доступности»: мы ошибочно оцениваем риск по легкости, с которой мы можем его себе представить. А представить себе заражение болезнью, которую вы никогда раньше не видели, трудно.

Во-вторых, люди — это социальные существа, живущие в социальной среде. Социальное поведение изменить сложнее всего.  Почему так происходит? Поведенческая наука может помочь нам разобраться в этом.

Основателем поведенческой науки как области в середине 20-го века считается психолог Б.Ф. Скиннер.  Скиннер высказал мнение, что человеческое поведение было функцией обусловливания, что наше поведение мотивировано результатами предыдущего аналогичного поведения.  Однажды выиграв с использованием талисмана перед тем, как сделать ставку, человек более склонен использовать талисманы в будущем. Если в этом же случае применить принципы эволюционной психологии, подчеркивающие нашу социальную природу, это может прояснить, почему мы стремимся к межличностному контакту и почему этот контакт обусловлен нашей культурой10.

Как социальные существа мы стремимся к взаимодействию с другими людьми, действительно нуждаясь в этом. По словам Скиннера, формы и ритуалы этого взаимодействия являются результатом длительного формирования поведения.  Ритуалы приветствия включают рукопожатие, поцелуй в одну (или обе) щеки, кивок друг другу, произнесение определенных фраз.  Эти жесты являются автоматическими, не делать их кажется странным (обратите внимание, что это определение «привычки» для ученых, изучающих проблемы поведения).  Согласно терминологии Скиннера мы были в значительной степени подвержены обусловливанию.

К сожалению, такие ритуалы, особенно связанные с физическим контактом, являются векторами заражения вирусами, такими как COVID-1911.  Как же можно изменить такое поведение?

Скиннер выбрал бы оперантное обусловливание, по сути, пытаясь заменить обусловливание, которое породило такие привычки, новым обусловливанием новых привычек.  Такая стратегия, однако, будет иметь длительный и чрезмерно сложный характер в масштабах популяции и однозначно будет нежизнеспособной для сдерживания вспышки заболевания, вызванного вирусом, таким как COVID-19.

Со времен Скиннера появились другие исследователи, занимающиеся проблемами поведения, и современная поведенческая наука зародилась благодаря работам таких людей, как Даниэль Канеман (Нобелевский лауреат 2012 года), которые описали конкретные предубеждения, приводящие нас к иррациональному поведению.  Ричард Талер (Нобелевский лауреат 2017 года) рассмотрел эти теоретические предпосылки и исследовал, как именно правительства могут помочь людям принять благоприятные формы поведения без принуждения. Он назвал такой подход «подталкиванием»12.  В следующей статье мы рассмотрим, как такой подход может использоваться властями и медицинскими работниками, которые хотели бы внести свой вклад в здоровье пациентов.

Литература

  1. Doherty M, Buchy P, Standaert B, Giaquinto C, Prado-Cohrs D. Vaccine impact: Benefits for human health. Vaccine. 2016;34(52):6707–6714. doi:10.1016/j.vaccine.2016.10.025   
  2. Saint-Victor DS, Omer SB. Vaccine refusal and the endgame: walking the last mile first. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2013;368(1623):20120148. Published 2013 Jun 24. doi:10.1098/rstb.2012.0148 
  3. Keegan R, Dabbagh A, Strebel PM, Cochi SL. Comparing measles with previous eradication programs: enabling and constraining factors. J Infect Dis. 2011;204 Suppl 1:S54–S61. doi:10.1093/infdis/jir119)
  4. Verelst F, Willem L, Beutels P. Behavioural change models for infectious disease transmission: a systematic review (2010-2015). J R Soc Interface. 2016;13(125):20160820. doi:10.1098/rsif.2016.0820)
  5. Cassidy C, Bishop A, Steenbeek A, Langille D, Martin-Misener R, Curran J. Barriers and enablers to sexual health service use among university students: a qualitative descriptive study using the Theoretical Domains Framework and COM-B model. BMC Health Serv Res. 2018;18(1):581. Published 2018 Jul 24. doi:10.1186/s12913-018-3379-0
  6. Considerations for quarantine of individuals in the context of containment for coronavirus disease (COVID-19), World Health Organization, 19/03/2020 https://apps.who.int/iris/rest/bitstreams/1272428/retrieve)
  7. Tognotti E. Lessons from the history of quarantine, from plague to influenza A. Emerg Infect Dis. 2013;19(2):254–259. doi:10.3201/eid1902.120312)
  8. Why we should be skeptical of China’s coronavirus quarantine, Washington Post, 24/01/2020 https://www.washingtonpost.com/outlook/why-we-should-be-skeptical-of-chinas-coronavirus-quarantine/2020/01/24/51b711ca-3e2d-11ea-8872-5df698785a4e_story.html
  9. Halpin DMG. Understanding irrationality: the key to changing behaviours and improving management of respiratory diseases?. Lancet Respir Med. 2018;6(10):737–739. doi:10.1016/S2213-2600(18)30364-3 
  10. Skinner, B. F. «The Behavior of Organisms: An Experimental Analysis», 1938 New York: Appleton-Century-Crofts (10.pdf – I can’t underline the corresponding part because the whole book is about this.)
  11. ICC-WHO Joint Statement: An unprecedented private sector call to action to tackle COVID-19, World Health Organization, Statement of 16/03/2020
  12. Thaler, Richard H., and Cass R. Sunstein. Nudge: Improving Decisions about Health, Wealth, and Happiness. Rev. and expanded ed. New York: Penguin Books, 2009.