Роль медицинской сестры в формировании приверженности лечению у пациентов

Результаты многочисленных исследований показывают, что долгосрочная приверженность любой терапии, независимо от заболевания, находится на низком уровне и не превышает 50%. В специальном докладе Всемирной организации здравоохранения неудовлетворительная комплаентность была названа глобальной проблемой современной медицины1. В научной литературе уделяется большое внимание роли врача в повышении приверженности пациентов лечению, в то же время важность работы медсестры в формировании комплаентности, на наш взгляд, изучена недостаточно. В статье рассмотрим, какую роль играет средний медицинский персонал в формировании приверженности лечению, и как медсестра может помочь пациенту повысить комплаентность.

Роль медицинской сестры в формировании комплаентности

Основной деятельностью медсестер поликлинического звена является участие в профилактических мероприятиях, которые направлены на укрепление и поддержание здоровья населения и включают достаточно широкий спектр методов. Медсестры активно участвуют во всех видах профилактики: первичной, вторичной и третичной2.

Первичная профилактика включает меры, принимаемые для предоставления людям знаний по предотвращению развития определенных заболеваний. На данном этапе медсестры играют роль педагогов, которые обеспечивают информацией и проводят консультации с пациентами. Вторичная профилактика помогает своевременно выявлять людей с высоким уровнем риска посредством скрининга и регулярного наблюдения с целью предотвращения возникновения заболеваний. В рамках вторичной профилактики медсестра взаимодействует с больными по снижению и управлению контролируемыми рисками, консультирует их по изменению образа жизни, применяет методы раннего выявления заболеваний, когда лечение может быть более эффективным2.

Особая роль отводится среднему медицинскому персоналу на этапе третичной профилактики, который предполагает выполнение пациентом рекомендаций врача с целью предотвращения дальнейшего прогрессирования патологии и развития осложнений. На этом этапе медсестра совместно с врачом информирует больного о его заболевании, особенностях лечения, помогает скорректировать образ жизни, объясняет важность и необходимость соблюдения врачебных назначений, обучает его правилам приема лекарственных средств, самоконтролю, консультирует пациента по другим вопросам, связанным с терапией2.

Как медсестра может помочь пациенту сформировать приверженность к лечению?

Медсестра проводит с больными значительно больше времени, чем врач, а значит, может оказывать значительное воздействие на психологическое состояние пациента и его готовность следовать врачебным рекомендациям. Многие исследования показывают, что взаимоотношения медсестры и пациентов, основанные на доверии, уважении, понимании, способствуют повышению приверженности и улучшению состояния их здоровья. Деятельность медицинской сестры в формировании приверженности к лечению может включать следующие направления3:

  • информирование пациента о заболевании и лечении;
  • подбор индивидуального режима терапии (совместно с врачом);
  • контроль над соблюдением рекомендаций и поощрение;
  • обучение пациента.

Информирование пациента о заболевании и лечении

Одно из важных направлений работы медсестры состоит в оценке понимания и принятия больным своего заболевания, его ожидания от длительного наблюдения и лечения. Для повышения приверженности медсестре рекомендуется3:

  • открыто обсуждать с пациентом имеющиеся сомнения, прояснять непонятные для него вопросы;
  • информировать больного об основных показателях, характеризующих течение заболевания, согласовывать с ним целевые значения этих показателей, например, уровни артериального давления при гипертонической болезни, уровни общего холестерина, ЛНП, ЛВП при нарушениях липидного обмена, уровни глюкозы и гликозилированного гемоглобина при сахарном диабете;
  • рассказывать пациенту о рекомендациях врача по изменению образа жизни, терапии, обеспечить его письменной информацией о назначениях;
  • выявлять проблемы, которые беспокоят больного, не позволяют ему в полной мере следовать врачебным назначениям, помогать ему в выработке оптимальной стратегии поведения для выполнения рекомендаций;
  • подчеркивать необходимость длительного лечения, несмотря на достижение целевых уровней показателей заболевания.

Подбор индивидуального режима терапии

Совместно с врачом медсестре необходимо вовлекать больного в процесс терапии. Для этого можно определять вместе с ним достижимые краткосрочные цели в отношении изменения образа жизни и лечения, органично включать терапию в образ жизни больного, обсуждать возможные побочные эффекты лекарственных препаратов, мотивировать на соблюдение врачебных рекомендаций3.

Контроль над соблюдением рекомендаций и поощрение

Чтобы повысить приверженность пациентов с хроническими заболеваниями, требующими длительной или пожизненной терапии, медсестре во время каждого визита необходимо обсуждать с ними целевые показатели, контролировать соблюдение рекомендаций врача, объяснять важность терапии, предупреждать о возможных последствиях в случае отказа от лечения. Важно поощрять поведение, которое направлено на достижение контроля течения болезни, убедиться, что больной понял рекомендации по режиму терапии3.

Пациентам с низкой приверженностью к лечению рекомендуется предоставлять памятки о правильном приеме лекарственных средств, напоминать им о предстоящем посещении врача по телефону, планировать более частые визиты, устанавливать контакт с больными, пропустившими плановое посещение3.

Обучение пациента

Обучение больного, разъяснение ему непонятных или спорных моментов играет важнейшую роль в повышении приверженности к лечению. Задача медицинской медсестры состоит в том, чтобы не только информировать пациента о его заболевании, необходимости терапии, но также убедить его в важности изменения образа жизни, следования рекомендациям врача и самоконтроля над целевыми показателями3.

При использовании информационной печатной, аудио- и видеопродукции следует учитывать общий образовательный уровень пациентов, избегать необъективных материалов, помнить о том, что использование любых вспомогательных и технических средств не должно заменять личного общения3.

При обучении больного необходимо понимать, что порядок изложения материала нужно выстраивать по принципу «от простого к сложному», при этом важно поощрять его стремление к практическому применению приобретенных навыков. Кроме того, следует учитывать, что со временем у пациента могут развиваться осложнения или возникать другие заболевания, поэтому необходимо своевременно предоставлять ему новую актуальную информацию3.

Повысить приверженность к лечению помогает постановка простых, точных и достижимых в течение ближайшего времени целей, которые могут быть оценены и приняты самим пациентом, и именно медицинская сестра может помочь ему в выборе и достижении этих целей.

Источники:

1 Постникова П. О., Коваленко П. С., Дыдыкина И. С., Аболёшина А. В., Лила А. М. Анализ приверженности лечению у больных ревматоидным артритом // Современная ревматология. — 2022. — № 16 (4). — С. 40–45.

2 Джумагазиева О. Д., Кумар А. Б., Кошербаева Л. К., Изекенова А. К., Давлетов К. К. Роль медицинской сестры в управлении хроническими заболеваниями // Наука о жизни и здоровье. — 2019. — № 1. — С. 86–92.

3 Вахрамеева А. С. Формирование приверженности пациентов к лечению заболеваний с позиций их гендерной принадлежности, возраста и уровня образования // Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный медицинский университет». Бакалаврская работа. — Екатеринбург, 2018. https://elib.usma.ru/bitstream/usma/1141/1/USMU_2018_023.pdf (дата обращения: 14.08.2024)