Факторы несоблюдения рекомендаций врача
Ежегодно в мире появляются новые лекарственные препараты и схемы лечения, однако лечение множества заболеваний остается резистентным. Эффективность лечения соматической патологии снижается при нерегулярном выполнении пациентом назначений врача, то есть при отсутствии приверженности лечению.
Причины отсутствия приверженности пациента лечению можно разделить на 2 группы.
I. Факторы несоблюдения рекомендаций, связанные с особенностями врача.
Взаимоотношения с больным в ходе лечения — одна из важнейших составляющих врачебного искусства.
Способность врача устанавливать доверительные отношения с пациентом , поддерживать их в течение лечебного процесса — главные качества врача, которые побуждают людей обращаться к нему за помощью и следовать его рекомендациям [1].
Не менее важным является подробное разъяснение специалистом особенностей заболевания и возможности его осложнений, которое делает необходимым прием препаратов и, как следствие, осведомленность пациентов о своем заболевании и понимание пользы терапии.
Чем выше информированность пациента о знaчении факторов риска в развитии осложнений заболевания, тем выше приверженность лечению [2].
II. Факторы несоблюдения предписаний, связанные с особенностями пациента.
По данным многочисленных исследований, пациенты не соблюдают рекомендации врача в силу разнообразных причин: отсутствие мотивации к выздоровлению («вторичная выгода болезни»), низкая эффективность терапии, недоверие врачу, высокая стоимость препаратов, низкая информированность о возможном прогнозе заболевания и реальных возможностях его изменить, когнитивные нарушения, тревожно-депрессивные расстройства и другие [2]. Факторами, влияющими на отсутствие приверженности лечению, являются также психологические особенности пациента.
Согласно Т. Лири, люди делятся по стремлению воздействовать на окружающих на «ведущих» и «ведомых» [3]. По способности эмоционально реагировать / не реагировать на окружающих — на «сдержанных» и «эмоционально реагирующих».
- аналитик: не стремится влиять, сдержанно реагирует;
- дружелюбный: не стремится влиять, эмоционально реагирует;
- директивный: стремится влиять, сдержанно реагирует;
- экспрессивный: стремится влиять, эмоционально реагирует.
Внешний вид пациента-аналитика: опрятность, гармоничность, спокойствие. Движения ритмичные, размеренные. Голос ровный, несколько монотонный; речь рациональная, в виде диалога.
Стратегия с пациентом-аналитиком — структура, детали, конкретика, подробности, точные формулировки, логика, факты, доказательства, соблюдение правил и юридических прав. Такому пациенту важны детали, факты, логика в назначенном лечении с обязательными доказательствами. Во время беседы для подтверждения излагаемой информации можно демонстрировать различные документы, лицензии и прочую документацию.
Ключевые моменты: доказательность, соотношение цена/качество, измеримые подтверждения эффективности (можно даже в виде научных публикаций).
Дружелюбный пациент имеет плавные движения, он сдержан, скромен, доброжелателен. Одет неброско, опрятно. Голос спокойный, речь тактичная, предпочитает слушать.
Стратегия с дружелюбным пациентом — завоевание доверия, внимания к его проблеме.
- Дайте понять, что вы его слушаете, слышите и понимаете.
- Найдите аргументы, чтобы убедить пациента в положительном конечном результате лечения. В беседе чаще ссылайтесь на положительный личный опыт или опыт ваших коллег и тех пациентов, которые уже применяют тот или иной препарат.
- Обсудите опасения и тревогу, связанные с побочными эффектами препарата.
Обязательно обсудите, как вы сможете контролировать прием лекарства (принятие на себя обязательств). Попросите вести дневник контроля приема лекарств и самочувствия. Если есть возможность, заручитесь поддержкой родственников, дайте им четкие рекомендации по приему.
Ключевые моменты при выборе терапии для дружелюбного пациента: контроль с вашей стороны за приемом препарата, большой опыт его использования и доступная цена. Внешний вид директивного пациента: уверенная решительная походка, прямая осанка, широкие «покрывающие» жесты, держит дистанцию. Голос громкий, ритмичный; речь быстрая, малоэмоциональная.
Стратегия с директивным пациентом — конкретика и быстрое получение результата от лечения.
Самая верная стратегия — компетентность и уверенность.
- Говорить кратко, лаконично, директивно, избегая лишних эмоций.
- Приводить убедительные, но короткие аргументы; делать ссылки на авторитетные источники и издания.
- Рекомендации должны быть направлены на конкретные выгоды для пациента и конкретный результат лечения («в работе с вами мне важно достигнуть быстрого результата», «это облегчит вам…», «результат не заставит себя ждать» и т.д.).
- Расписать схему приема препарата как персональный случай («только для вас…», «исключительно в вашем случае…» и т.д.).
Ключевые мотивы при выборе лекарственных средств: эффективность, удобство (идеально однократный прием в день), цена значения не имеет.
Экспрессивный пациент экстравагантен, одет ярко. Имеет широкие размашистые жесты, яркую мимику. Голос громкий, быстрый, речь эмоциональна, несколько театральна, в виде монолога.
Стратегия с экспрессивным пациентом — яркие идеи, творчество, простота.
- Избегайте малоэмоциональной и авторитарной манеры назначения терапии, используйте юмор, смешные случаи из практики.
- Новаторство и творческий подход в терапии — вот самое ценное с точки зрения такого пациента.
- Рекомендуйте простые, понятные схемы лечения.
Ключевые мотивы — простота в применении, новизна лекарственного средства.
Ткаченко Галина Андреевна
Клинический психолог, медицинский психолог, кандидат психологических наук
Клиническая практика — с 2003 года
Член Ассоциации онкопсихологов Северо-Западного Региона, член союза реабилитологов России
В 2016 году награждена почетной грамотой Министерства здравоохранения РФ за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд
Список литературы
- https://www.provrach.ru/article/14509-informirovanie-patsienta-eticheskie-i-pravovye-aspekty-20-m11-24 (дата обращения 15.09.2022).
- Журавская Н.Ю. Изучение приверженности лекарственной терапии больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, перенесших мозговой инсульт. Дисс. канд.мед.наук. М., 2015. – 110с.
- Leary T. Interpersonal Diagnosis of Personality : A Functional Theory and Methodology for Personality Evaluation / Timothy Leary. — Resource Publications, 2004. — Previously published by John Wiley & Sons, 1957. — ISBN 1-59244-776-7.
- Федотова А.В. Комплаенс. Эффективная коммуникация врач-пациент // Вейновские чтения. 2009. http:// http://www.paininfo.ru /events/ vein09/2544.html (дата обращения 15.09.2022).
RUS2251950 (v1.0)