Телемедицина — особенности работы врачей онлайн

6 минут на прочтение

Телемедицина — одно из наиболее стремительно развивающихся направлений системы здравоохранения. Повышение спроса на онлайн-консультации врачей во многом связано с быстрым развитием информационных технологий, а также с непростой эпидемиологической обстановкой, обусловленной коронавирусной инфекцией. Во время пандемии пациенты стали значительно чаще обращаться к врачам посредством телемедицины, и сегодня спрос на медицинские онлайн-консультации сохраняется на высоком уровне1,2.

Что такое телемедицина?

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), телемедицина — это предоставление помощи пациентам работниками системы здравоохранения с использованием информационно-коммуникационных технологий для обмена информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и их оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения3.

Телемедицинские технологии применяются для принятия решений, рационального использования материальных и интеллектуальных ресурсов, оптимизации логистики и взаимодействия между различными медучреждениями. Для населения телемедицина стандартизирует показатели доступности и качества получаемой помощи и незаменима в ситуациях, когда расстояние между пациентом и медицинским работником становится критическим фактором3.

Телемедицина реализуется по двум основным направлениям: при взаимодействии врачей с больными и их родственниками и в среде медицинских работников3:

  • Система «врач–пациент». Основными направлениями телемедицины в системе «врач–пациент» являются дистанционные консультации при оказании первичной, высокотехнологичной, скорой и паллиативной медицинской помощи; домашняя телемедицина, которая особенно актуальна для отдаленных и труднодоступных районов; контроль над состоянием здоровья ограниченных категорий пациентов (личного состава военизированных контингентов, спортсменов, участников клинических исследований).
  • Система «врач–врач». Телемедицинские технологии используются для дистанционного обучения работников здравоохранения, экстренных консультаций тяжелых и неотложных больных, консилиумов, проводимых на базе Федеральной телемедицинской системы Минздрава РФ с формированием медицинского заключения в форме электронного документа.

В дистанционном режиме также предусмотрена возможность выдачи электронных рецептов на лекарственные средства, в том числе на содержащие наркотические или психотропные вещества. Электронные рецепты направляются в закрепленные аптеки, где пациенты могут получить назначенные врачом препараты3.

Правовое регулирование телемедицины

Оказание телемедицинских услуг регламентируется Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказом Минздрава РФ от 30.11.2017 № 9654,5.

Согласно положениям этих документов, телемедицинские услуги могут оказывать только специалисты, данные о которых добавлены в Федеральный регистр медработников. Дистанционные консультации могут осуществляться с профилактической целью, для сбора и анализа жалоб больного, оценки эффективности лечебных и диагностических мероприятий, динамического наблюдения за здоровьем пациента, принятия решения о проведении очного приема4. В ходе консультаций с использованием информационных технологий врачом может выполняться корректировка терапии, но только если лечение было ранее назначено на очном приеме4.

По завершении телемедицинской консультации врач выдает пациенту или его представителю врачебное заключение или предоставляет доступ к медицинским данным5. Документирование информации об оказании медпомощи с применением телемедицины, включая занесение данных в медкарту пациента, осуществляется с помощью усиленной квалифицированной цифровой подписи медработника4. При этом врач несет полную ответственность за назначения, данные в ходе телемедицинской консультации в пределах выданного им заключения5.

Основные направления телемедицины

В зависимости от целей взаимодействия и участников процесса выделяют четыре направления телемедицины6:

  • Дистанционное консультирование пациентов. Онлайн-приемы и консультации посредством видеосвязи или чата позволяют больному быстро получать информацию о состоянии здоровья, обращаться за помощью к труднодоступным профильным специалистам, консультироваться по поводу результатов диагностики, коррекции терапии, назначенной в очном порядке, получать медпомощь по вопросам профилактики и укрепления здоровья.
  • Дистанционный мониторинг. Удаленное наблюдение с помощью мобильных диагностических устройств, специализированных врачебных и роботизированных пультов может включать мониторинг состояния здоровья больных с хроническими патологиями, пожилых людей, лиц, занимающихся физкультурой и спортом, работников опасных и ответственных профессий; мониторинг пациентов с целью подтверждения диагноза и получения второго мнения.
  • Экстренные и плановые консультации для врачей. Благодаря телемедицинским технологиям молодые специалисты и врачи из регионов могут консультироваться с ведущими экспертами отрасли, собирать экстренные и плановые консилиумы для уточнения диагноза и подбора адекватной терапии.
  • Обучение медработников. Телемедицина применяется для профпереподготовки и повышения квалификации специалистов здравоохранения, используется в системе непрерывного медицинского образования (НМО). С помощью телемедицинских технологий проводятся практическое и теоретическое обучение врачей, разборы клинических случаев, трансляции хирургических операций.

Несмотря на то, что телемедицинские технологии внедряются во все отрасли медицины, можно выделить направления, которые особенно востребованы у пациентов. В России к ним относятся терапия, педиатрия, кардиология, гинекология, неврология, аллергология и гастроэнтерология6.

Преимущества и ограничения телемедицины

Телемедицинские услуги — перспективное направление системы здравоохранения, которое, вероятно, будет стремительно развиваться в ближайшие годы. Оно имеет преимущества перед традиционным врачебным приемом, хотя и не может полностью заменить очное взаимодействие врача и пациента. Среди очевидных плюсов телемедицины можно выделить3,6:

  • Доступность. Телемедицинские технологии позволяют получать качественную помощь пациентам из отдаленных районов и людям с ограниченной мобильностью, что особенно важно для больных с редкой и хронической патологией, а также для родителей с маленькими детьми.
  • Экономия времени. Дистанционные консультации помогают экономить время врачей и пациентов, оптимизируют многие процессы оказания медпомощи без снижения качества обслуживания.
  • Непрерывность ухода. Онлайн-приемы помогают контролировать состояние больного и своевременно корректировать лечение, облегчают мониторинг хронических заболеваний и наблюдение пациентов в послеоперационном периоде.
  • Экономическая эффективность. Правильная организация дистанционной медпомощи позволяет сократить затраты на здравоохранение и снизить нагрузку на персонал лечебных учреждений.
  • Снижение эпидемиологических рисков. Дистанционный прием помогает получать назначения врача без рисков для здоровья, что особенно актуально в периоды эпидемий и для пациентов с ослабленным иммунитетом.

В то же время развитие телемедицины в России связано с целым рядом ограничений. Прежде всего, его сдерживают финансовые и технические факторы. К ним относятся затраты на приобретение техники и программного обеспечения, аккредитация дистанционного оказания медпомощи. Медучреждение может оказывать телемедицинские услуги только при наличии оборудованного в соответствии с лицензионными требованиями помещения и обязательной идентификации пациентов через систему ЕСИА. Кроме того, дистанционная консультация не позволяет врачу устанавливать диагноз, выписывать рецептурные препараты и выполнять динамическое наблюдение за состоянием пациента без предшествующего очного приема3.

Онлайн-консультирование облегчает взаимодействие врачей и пациентов, занимает свою нишу и постепенно становится популярным направлением медицины. Однако пока еще остаются многочисленные вопросы технического и правового характера, без решения которых развитие телемедицины может быть затруднено.

Источники:

1 Введенский А. И., Зудин А. Б. Отношение врачей к телемедицине // Вестник Авиценны. — 2021. — № 23 (4). — 510–519. DOI: 10.25005/2074-0581-2021-23-4-510-519.

2 Демкина А. Е., Беззубцева М. В., Самусь И. В., Петровская Т. П., Быстрова О. В., Юлдашева А. Д., Артемова И. А., Батлук Т. И., Мащенко И. А., Ворошилова Н. А., Каплина Е. Н., Корягина Н. А., Коробейникова А. Н. Отношение медицинских работников к телемедицинским технологиям // Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения. — 2023. — № 9 (2). — С. 16–28. https://doi.org/10.29188/2712‑9217‑2023‑9‑2‑16‑28 (дата обращения: 16.06.2025).

3 Гурылева М. Э., Нежметдинова Ф. Т. Телемедицина: преимущества и риски // Медицинская этика. — 2022. — № 1. — С. 4–9. DOI: 10.24075/medet.2022.039.

4 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ccf02734a76e335943ae86f86b319d6035cca374/ (дата обращения: 16.06.2025).

5 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=306114 (дата обращения: 16.06.2025).

6 Благодарева М. С., Косова А. А., Брынза Н. С., Решетникова Ю. С. Телемедицинские технологии: учебное пособие / М. С. Благодарева, А. А. Косова, Н. С. Брынза, Ю. С. Решетникова; [под общ. ред. А. А. Косовой]. — Екатеринбург: УГМУ, 2023. — 123 с.