Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the acf domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /code/wp-includes/functions.php on line 6121 Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the simple-sitemap domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /code/wp-includes/functions.php on line 6121 Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the wp-2fa domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /code/wp-includes/functions.php on line 6121 Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the wordpress-seo domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /code/wp-includes/functions.php on line 6121 Приемы эффективного убеждения пациентов - A:care HCP Russia

Приемы эффективного убеждения пациентов

5 минут на прочтение

Правильно выстроенное, основанное на доверии общение врача с пациентом является основой убеждения. Эффективное общение между ними всегда носит терапевтический характер, то есть имеет благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента. Врач  должен выступать в роли коммуникативного лидера и координировать изложение своей информации и ее восприятие пациентом. Именно он решает, сколько информации предоставить каждому конкретному больному. Важно получить обратную связь: что и как понял пациент из сказанного, поэтому врачу важно оставаться спокойным и уверенным в себе в любой ситуации.

Теория резонанса: изменения в поведении одного человека приводят к изменениям в поведении другого человека [1].  То есть и пациент, и врач воздействуют друг на друга своим поведением: врач может успокоить пациента или, наоборот, «завестись» от тревожного или раздраженного пациента.

Теория резонанса говорит, что другой человек приходит в резонанс, когда находится в таком же состоянии, то есть если пациент напряжен и напряжен сам врач, то напряжение у обоих от этого только усилится, так как будет резонировать друг в друге. Поэтому кто-то должен успокоиться первым и послать сигнал успокоения другому. Это должен сделать врач и дать понять пациенту, что тот находится в надежных руках.

Однако существуют больные, которые требуют от врача повышенного участия из-за того, что часто нарушают его рекомендации. Ригельман Ричард К. выделяет четыре категории таких трудных больных [2-4]:

  • больные, не склонные сотрудничать с врачом;
  • больные, имеющие цели, далекие от лечения;
  • больные, с которыми трудно наладить взаимодействие;
  • больные, с которыми доверительные отношения мешают увидеть всю полноту картины.

Больные, не склонные сотрудничать с врачом

Не рекомендуется пытаться сразу убеждать таких пациентов словами, на них большее впечатление произведут действия. Используйте простые фразы: «Я вас внимательно слушаю», «Я кое-что посоветую, но решать вы, конечно, будете сами». Дайте понять, что вы его внимательно выслушали и действительно хотите ему помочь, и только после этого назначайте препараты!

Больные, имеющие далекие от лечения цели

Прием таких больных лучше проводить в присутствии третьего лица: медсестры или родственников. Это поможет избежать искажения смысла ваших слов, особенно, если речь пойдет о побочных эффектах лечения. 

В последнее время все чаще встречаются больные, не склонные к установлению плодотворного сотрудничества с врачом, — «сутяжные» пациенты. Юристы говорят, что лучшая защита от обвинений таких пациентов — строгое соблюдение правил при оформлении документации, письменное согласие больного на выполнение любых врачебных рекомендаций, включая прием лекарственных препаратов.

Больные, с которыми трудно взаимодействовать

Больные, с которыми могут возникать психологические трудности в общении, делятся на следующие типы: настырно-требовательные, вязкие и хронически недовольные.  

Настырно-требовательные требуют самые бессмысленные назначения, постоянную замену препаратов, так как им кажется, что они не работают. Что делать с такими трудными больными? Перечислим несколько приемов:

Настырно-требовательному пациенту нужно четко и лаконично разъяснить его право на медицинское обслуживание, желательно адресуя его к законодательным источникам информации, при этом подчеркнуть, что есть четкие показания для каждого конкретного заболевания. Клинические рекомендации по лечению здесь как нельзя кстати!

С вязкими больными, которые часами могут расспрашивать про препарат и его действие, рекомендуется проводить прием в строго отведенное время, лучше сразу обговорив продолжительность приема. Основной мотив — не задерживать следующего пациента! 

Самый лучший способ взаимодействия с хронически недовольными — это признать, что лечение не дает ожидаемых результатов, объяснив определенными причинами (например, возрастом, экологией, профессиональными вредностями и другими — в каждом конкретном случае причины индивидуальные и зависят от пациента и его заболевания).  Разделите их пессимизм, постарайтесь акцентировать внимание на «сохранение оставшегося здоровья» и по возможности установите хорошие отношения: чем стремиться тратить время на возможные способы лечения, для больного лучше просто верить врачу, потому что тот его понимает и принимает его точку зрения. 

Когда доверительные отношения мешают

Доверительные отношения могут навредить больному, так как можно не заметить какие-либо проблемы у пациента: алкозависимость или тот факт, что больной одновременно лечится у другого врача и принимает препараты, которые несовместимы с вашими.  

Для того чтобы убедить пациента в необходимости лечения именно выписанным врачом лекарственным препаратом, можно использовать язык выгод [5]. 

Рассказывая о препарате, в первую очередь привлеките внимание пациента к тем выгодам, которые могут решить его жизненные проблемы и соответствуют его пожеланиям. Например, несмотря на болезнь, сохранить профессиональный статус или возможность путешествия.

 «для Вас это означает …»

Пример: «Вам придется принимать постоянно данный препарат. Для Вас это означает, что Вы сможете работать, путешествовать, заниматься хобби, как прежде, еще много лет».

«это позволит Вам …»

Пример: «Если вы будете регулярно принимать этот препарат, это позволит Вам сохранить прежний образ жизни».

«благодаря этому Вы …»

Пример: «Вам необходимо регулярно принимать этот препарат, благодаря этому Вы сможете путешествовать».

«это облегчит Вам …»

Пример: «Если Вы будете принимать этот препарат регулярно, это облегчит Вам болевой синдром, и Вы сможете продолжить заниматься спортом».

«это оправдывает …» и т.д.

Пример: «Регулярный прием этого лекарства нормализовал давление, и Вы продолжаете работать.  Это оправдывает затраченные на лекарство средства».

Взаимопонимание между врачом и пациентом — основа лечебного процесса — улучшает комплаентность, настраивает больного на положительный исход, в конечном итоге повышает эффективность и экономичность проводимого лечения.


Ткаченко Галина Андреевна

Клинический психолог, медицинский психолог, кандидат психологических наук

Клиническая практика — с 2003 года

Член Ассоциации онкопсихологов Северо-Западного Региона, член союза реабилитологов России

В 2016 году награждена почетной грамотой Министерства здравоохранения РФ за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд

Список литературы

  1. Петрушин С.В. Использование резонансного подхода в консультировании и психотерапии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 1 (18). http://medpsy.ru (дата обращения: 19.09.2022).
  2. Ричард К. Ригельман. Как избежать врачебных ошибок. Книга практикующих врачей. https://mybiblioteka.su/7-8521.html (дата обращения: 09.11.2021).
  3. Hahn S.R., Feiner J.S., Bellin E.H. The doctor – patient family relationship. A compensatory alliance. Ann. Intern. Med. 1988. 109 (11): 884 – 889. doi: 10.7326/0003-4819-109-11-884.
  4. Болучевская В.В., Павлюкова А.И., Сергеева Н.В. Общение врача: особенности профессионального взаимодействия. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 3. http:// medpsy.ru (дата обращения: 19.09.2022).
  5. Основные трудности, возникающие при общении врача и пациента.  Коммуникативные основы медицинской деятельности. https://medpodgotovka.ru/video/about_kommunikaciihttps://medpodgotovka.ru/video/abou (дата обращения: 17.09.2022).

RUS2251950 (v1.0)