Оценка эффективности лечения

Эффективность лечения во многом зависит от врача, среднего и младшего медицинского персонала. Этот фактор влияет не только на экономические показатели системы здравоохранения, но и на результат лечения, что жизненно важно для пациентов. Однако в реальной клинической среде существуют трудности по организации процесса оказания медицинской помощи. Рассмотрим инструменты совершенствования рабочих процедур, направленные на повышение эффективности лечения.

Факторы, влияющие на эффективность лечения

В ежедневной практике врачи сталкиваются с факторами, влияющими на показатели их эффективности. К ним относятся1:

  • недостаточность ресурсов для выполнения работы. Эргономика рабочего места, возможность автоматизации рутинных действий, оснащение диагностическим оборудованием сказываются на эффективности лечения и психологическом состоянии врача. Если большую часть времени, отведенного на прием, приходится расходовать на выполнение других задач, качество оказания медицинской помощи снижается, а специалист испытывает неудовлетворенность от работы;
  • перегрузка. Исследование, проведенное в одной из поликлиник Санкт-Петербурга, показало, что каждый второй врач-терапевт ведет прием без медицинской сестры, в результате чего возникают переработки при сокращении времени консультирования пациента2. Переработки и эмоциональное напряжение — предикторы снижения когнитивных функций и работоспособности, развития стресса, депрессии, ухудшения здоровья;
  • отсутствие мотивации. Отсутствие признания успехов и подсвечивание ошибок со стороны руководства и коллег способны снизить мотивацию, спровоцировать выгорание и безразличие;
  • недостаток квалификации. Неквалифицированный сотрудник не может эффективно выполнять работу, и это касается не только сферы здравоохранения. Недостаток профессиональных компетенций приводит к ошибкам, упущениям важных симптомов, отвлечению коллег;
  • стрессовые ситуации. Готовность вести медицинскую практику сводится не только к знаниям и практическим навыкам. Сложности при ведении пациентов вызывают нервное напряжение у многих специалистов, особенно у молодых. Они не знают, как управлять негативными эмоциями, как совершенствовать свою деятельность и развиваться в условиях дефицита времени, недостатка информации и необходимости нести ответственность за принятые врачебные решения. Врачи признают, что стрессовые ситуации приводят к снижению концентрации внимания, повышению вероятности врачебных ошибок3.

На часть факторов врач не может повлиять самостоятельно, например, вопросы материально-технического оснащения, укомплектованности штата медсестер, автоматизация рутинных действий. Другая часть факторов может быть проработана самим специалистом.

Возможные меры повышения эффективности лечения

Меры по повышению эффективности оказания медицинской помощи приведены в методических рекомендациях Министерства здравоохранения Российской Федерации. Документ описывает, какие изменения необходимы для оптимизации работы поликлиники. В нем рассмотрено девять блоков, затрагивающие как медицинское учреждение в целом, так и непосредственно специалистов: к ним относятся создание условий для проведения приемов пациентов, стандартизация процессов, управление потоками пациентов4.

Реализация мер по оптимизации позволяет сделать работу врача более продуктивной. Например, в ходе исследования в клинике Санкт-Петербурга, о котором говорилось выше, были проведены следующие мероприятия2:

  • улучшили условия труда. Рабочие места оснастили современным компьютерным оборудованием и организовали в соответствии с системой бережливого производства 5С, увеличили продолжительность амбулаторного приема на 1 час и изменили время на прием каждого пациента с 15 до 20 минут, выделили ординаторскую с комфортными условиями для работы и отдыха, часть функций по оформлению медицинской документации передали среднему персоналу, наладили канал обратной связи от врачей для сбора отзывов и предложений по улучшению условий работы;
  • стандартизировали прием. Разработали стандартные операционные карты для первичного и повторного приемов;
  • организовали психологическую поддержку. В штат ввели медицинского психолога для повышения стрессоустойчивости и профилактики нарушений психоэмоционального состояния врачей;
  • повысили продуктивность и качество оказания медицинской помощи. Освободили часть времени приема для непосредственного консультирования пациента, создали условия для работы в направлении профилактики заболеваний, устранили потери времени на ненужные перемещения по кабинету, поиск и оформление документации, ввели использование электронной подписи, разработали и внедрили автоматизированную систему контроля качества лечения и проверки корректности заполнения документов;
  • ввели прием по записи в установленное время. В поликлинике разместили стенды с информацией о способах записи на прием, у дверей в кабинеты ежедневно вывешиваются графики приема с очередностью пациентов;
  • разработали систему мотивации. Реализовали материальные и нематериальные поощрения.

После введения изменений провели оценку, которая показала сокращение времени ожидания приема у кабинетов врачей, увеличение времени консультирования на 50% при незначительном изменении времени самого приема. Один из главных показателей — рост времени добавления ценности на приеме с 53,7% до 85%. Опрос пациентов продемонстрировал увеличение удовлетворенности от посещения поликлиники с 45 до 80%, удовлетворенность врачей условиями труда повысилась с 57 до 100%2.оказателей — рост времени добавления ценности на приеме с 53,7% до 85%. Опрос пациентов продемонстрировал увеличение удовлетворенности от посещения поликлиники с 45 до 80%, удовлетворенность врачей условиями труда повысилась с 57 до 100%2.

Инструменты повышения эффективности лечения

Специалист также может влиять на эффективность лечения, используя следующие инструменты:

  • клинические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации. В каждой рекомендации содержится определение заболевания или состояния, краткая информация по этиологии и патогенезу, кодирование, классификация, план диагностики, лечения, реабилитации и профилактики, если они предусмотрены. Опора на эти документы способствует снижению количества ошибок, более точной оценке состояния пациента, позволяет систематизировать ведение больных. Также на сайте Министерства здравоохранения РФ есть алгоритмы действий врача, справочники и методические руководства;
  • рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Информация ВОЗ позволяет отслеживать изменения в профессиональном сообществе и повышать профессиональные компетенции;
  • ведущие медицинские издания. Для непрерывного развития в профессии можно использовать информацию из авторитетных медицинских СМИ, например, рекомендованных Институтом медицинского образования ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» Министерства здравоохранения РФ.

Также на эффективности лечения положительно сказываются:

  • снижение стресса. Снижения влияния стресса на работу могут применяться различные техники и подходы, включая взаимодействие с психологом, использование практик спортивной психологии и других методов для сохранения психического здоровья3, 5;
  • работа с родственниками пациентов. У пациента может быть повышена раздражительность, снижены когнитивные способности и критическое восприятие, что негативно сказывается на взаимодействии с ним, его комплаентности и результате лечения. В таких случаях нужно рассмотреть возможность привлечения родственников — зачастую это позволяет повысить эффективность терапии, снизить психологическую нагрузку на врача5.

Повышение эффективности лечения — это комплексный процесс, который не может протекать изолированно и требует системного подхода и участия как со стороны администрации медицинских учреждений, так и со стороны специалистов всех уровней.

Источники:

  1. Факторы, влияющие на продуктивность врача // Медвестник URL: https://medvestnik.ru/content/medarticles/Faktory-vliyaushie-na-produktivnost-vracha.html (дата обращения: 30.05.2024).
  2. Команенко А. А., Авдеева М. В., Гарифуллин Т. Ю., Филатов В. Н. Направления и методы совершенствования деятельности врача терапевта-участкового при реализации проекта «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2020; 66(4):5. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1181/30/lang,ru/. DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-4-5 (дата обращения: 30.05.2024).
  3. Толстова Т. И., Шумова А. Л., Куликова О. А. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ПО УПРАВЛЕНИЮ ПОВЕДЕНИЕМ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. №1.      
  4. Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медикосанитарную помощь (3-е издание с дополнениями и уточнениями). Методические рекомендации. Каракулина Е.В., Введенский Г.Г., Ходырева И.Н., Крошка Д.В. [и др.] – М.: ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, 2023, – 146 с. doi: 10.15829/FPPMSP-NMMO2023. EDN WDYLXI
  5. Дренёва А. А., Праведников А. В., Чистякова Д. П., Гольдман О. Э., Богдан И. В. Специфика взаимодействия с пациентами и их родственниками как фактор эмоционального состояния врачей-онкологов. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022;30(4):608—615. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-4-608-615 (дата обращения: 30.05.2024).