Слушать и слышать: как правильно собрать анамнез

«Исчерпывающее познание больного во всех проявлениях не только его болезни, что важно для диагностики, но и его индивидуальности, что необходимо для определения линии поведения по отношению именно к данному больному»

Петровский Б.В.

Постановка диагноза – сложный и ответственный этап в профессиональной деятельности врача. Верное суждение о характере заболевания можно сформировать только благодаря правильно собранному анамнезу болезни, который, безусловно, дополняется правильно выбранными инструментальными исследованиями. 

Анамнез болезни (от греческого слова «анамнесис» – воспоминание) — это не только перечисление жалоб пациента, это общение двух людей, в результате которого происходит оценка собеседника. 

Врач узнает о болезни пациента, истинные мотивы обращения за помощью, что помогает ему подобрать подходящее поведение по отношению к пациенту, определить, какое именно лечение будет наилучшим в данном случае.  

У пациента либо появляется симпатия и доверие к доктору (а значит, повышается приверженность лечению), либо, наоборот, недоверие, а то и враждебность к нему.

Психологические аспекты сбора анамнеза:

  • оценка когнитивных функций, культурного уровня пациента, его эмоционального состояния;
  • четкость и простота вопросов;
  • альтернативные вопросы;
  • внимательное выслушивание ответов и их регулирование.

1

Когнитивные особенности пациента

На первом этапе врачу необходимо определить способность пациента предоставить данные анамнеза, то есть насколько полно и адекватно больной понимает и способен отвечать на поставленные вопросы. Важно оценить наличие критики пациента по отношению к себе и к имеющимся симптомам заболевания. Проведение опроса на скорую руку, без оценки когнитивных особенностей больных часто мешает собрать важную для постановки диагноза информацию.


Стоит обратить внимание на уровень и темп мыслительных процессов, способность к пониманию переносного смысла, к абстрагированию и к построению логических умозаключений.


2

Медицинская терминология в разговоре

Медицинскую терминологию можно использовать в своей речи в зависимости от культурного уровня пациента: при низком — не злоупотребляйте, используйте только при необходимости и только самые распространенные термины. Но при высоком уровне необходимо использовать, обязательно давая пояснения, чтобы показать свой профессионализм, общую эрудированность, уважение к высокому интеллектуальному уровню пациента

3

Эмоции пациента

Эмоциональное состояние пациента влияет на адекватность высказываемых жалоб. Так, повышенная тревожность усиливает симптомы любого заболевания, добавляет другие, характерные для тревоги, что в совокупности мешает правильной диагностике. Депрессивное состояние может, напротив, снижать критику по отношению к своему заболеванию, что может отразиться на высказываемых жалобах.

4

Формы вопросов в разговоре с пациентом

В начале беседы нежелательно использовать закрытые утвердительные формы вопросов, на которые даются однозначные ответы «да» или «нет». Это может вынуждать пациента давать «правильный» или ожидаемый ответ. Пациент, думая, что врач лучше знает, как должно быть в случае его заболевания, автоматически соглашается с ним, приписывая себе симптом. (Вопрос: «У вас часто высокое давление? Ответ: «Да».) Это затруднит постановку диагноза.

При сборе анамнеза рекомендуется использовать простые и четкие вопросы открытого типа, чтобы дать пациенту возможность описать ситуацию самостоятельно своими словами. Эта методика значительно экономит время врача, дает возможность пациенту описать важные моменты, кроме того, позволяет оценить эмоциональное состояние больного.


Открытый вопрос – это вопрос, на который нельзя ответить однозначно «да» или «нет». Открытые вопросы формулируются как утверждение, требующее более длительного ответа. Достоинство таких вопросов в том, что ответ всегда можно сравнить с информацией, которая уже известна врачу.


Альтернативный вопрос. В случае выраженной замкнутости, тревоги, депрессии, когда пациент затрудняется в выражении своих мыслей, лучше использовать альтернативные вопросы, т.е. вопросы с предоставлением возможности сделать выбор между двумя вариантами (или… или…).


5

Открытое слушание

Важным методом общения в отношениях с пациентом является открытое слушание. Это означает, что в результате внимательного выслушивания ответов врач старается понять правильность всех слов, после чего отражает чувства пациента, уточняя и разъясняя, верно ли он понят. Важность открытого слушания с последующей рефлексией в том, что позволяет пациентам знать, что их чувства и переживания поняты врачом.

6

Регулирование беседы

В то же время врачу необходимо регулировать общение, так как пациент, увлекшись своими переживаниями, может далеко отклониться от темы. Повторите ваш вопрос в альтернативной форме и посмотрите, как пациент поведет себя при возможности ответить на него и дать разъяснения.

7

Полное понимание пациента

Никогда не делайте вид, что вы поняли пациента, если это не так. Продолжайте просить разъяснений, если вы не понимаете конкретную жалобу или чувства, выраженные в ней. Используйте фразы: «Правильно ли я понял, что вы…?» или «Мне показалось, что вы… Так ли это?» В конце беседы для уточнения деталей можно использовать закрытые вопросы.

Общение врача с пациентом осуществляется с помощью вербальных (речь) и невербальных средств. На речь приходится около 35–40%, тогда как всю остальную информацию собеседник получает с помощью невербальных средств. Невербальная коммуникация включает в себя использование пространства, расстояние между людьми, цвета, одежду, положение тела, мимику, жесты и многое другое. 

В конце беседы обязательно определите и обговорите ожидания пациента (цели, какой помощи ожидает, его готовность следовать вашим советам и рекомендациям).


Ткаченко Галина Андреевна

Клинический психолог, медицинский психолог, кандидат психологических наук

Клиническая практика — с 2003 года

Член Ассоциации онкопсихологов Северо-Западного Региона, член союза реабилитологов России

В 2016 году награждена почетной грамотой Министерства здравоохранения РФ за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд

Список литературы

  1. Беляева В. С., Ефремов Л. И.  Анамнестический метод исследования больных – основополагающий метод Российской клинической медицины.  Гастроэнтерология. 2000. №3. С.54-60
  2. Трушкина С.В. Коммуникативные техники повышения комплаентности пациентов в практике врача // Медицинская психология в России. – 2018. – T. 10, № 5. – C. 6. doi: 10.24411/2219-8245-2018-15060
  3. Навыки общения с пациентами: симуляционное обучение и оценка коммуникативных навыков в медицинском вузе: методическое руководство / под науч. ред.   д.м.н., проф. Н.С. Давыдовой, к.псх.н., доц. Е.В. Дьяченко. Екатеринбург: 2019, 128 с. 
  4. Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Общение врача: вербальная и невербальная коммуникация. (Лекция 2) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 22.09.2022).

RUS2251950 (v1.0)